Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
Городская экспериментальная площадка
Версия для печати

Рекомендации по работе ГЭП


Результаты работы ГЭП в прошлом и задачи на будущее.

ГЭП по названной теме работает с 2001 года: в 2001 – 2006 годах как обычная ГЭП, в 2006 – 2009 годах, на основании нового Положения об экспериментальной и инновационной деятельности – как ГЭП 2 уровня, с 2009 года – в составе инновационной платформы проекта «Строим школу будущего».

В соответствии с отчетными материалами образовательных учреждений, итоги прошедших трех лет эксперимента характеризовались следующими достижениями:

- Результаты экспериментальной деятельности апробированы на базе школ (ресурсных центров) и сформирован инновационный пакет для трансляции в других образовательных учреждениях;

- Ресурсными центрами определен перечень образовательных учреждений, с которыми осуществляется работа по передаче инновационного пакета;

- Выработаны и апробированы механизмы и средства трансляции и укоренения технологий, методов и форм работы, представленных в инновационном пакете, в этих учреждениях.

По результатам работы в ближайшее время выйдет сборник, в котором найдут отражение эти вопросы, а также подходы к оценке эффективности трансляции.

Задача следующих трех лет – разработка (выделение, построение) элементов нового (деятельностного) содержания образования на основе исследовательской деятельности учащихся. А именно: в рамках разработанных, реализуемых и описанных в инновационном пакете технологий, методов и форм образовательной деятельности необходимо выявить и описать элементы нового содержания образования для реализации  в составе проектов «Строим школу будущего» и «Наша новая школа».

Проект «Строим школу будущего» и задачи ГЭП.

В столичном экспериментальном пространстве выделен специальный модуль – инновационная платформа проекта «Строим школу будущего». Этот московский региональный проект объявлен в 2006 году как  вклад Москвы в реализацию Приоритетного национального проекта «Образование». В 2008 году, во многом на основе результатов московского проекта, Президентом РФ Д.А.Медведевым была объявлена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны.

Задача проекта «Строим школу будущего» в целом – построить модель современной «идеальной», эффективной школы, основываясь на уже полученных результатах в лучших московских школах, а затем инновировать эту модель в массовую образовательную практику. В указанных школах наработаны прототипы, элементы прорывных образовательных технологий, средств, форм образовательной работы, которые существуют и реализуются наряду с традиционными. Цель проекта состоит в том, чтобы выделить в каждый школе наиболее перспективный, инновационный элемент, а затем сложить из элементов, полученных в разных школах, образ «школы будущего», который бы явился ориентиром в работе каждого образовательного учреждения. В этом плане экспериментальная работа, проводящаяся в московских образовательных учреждениях, служит «питательной средой», площадкой, на которой выращиваются и апробируются элементы «школы будущего». При этом экспериментальная работа носит программный характер; в рамках этой программы существуют разные тематические направления; цели, задачи и средства в ходе работы уточняются и корректируются в соответствии с достигнутыми промежуточными результатами, образовательной политикой Департамента образования города Москвы в целом. «Школа будущего» - проект, направленный на получение конечного результата – модели такой школы.

Инновационная платформа проекта «Строим школу будущего».

Понятие «платформа», «инновационная платформа» в настоящее время наиболее активно используется в сфере IT-технологий. Здесь оно обозначает совокупность компьютеров, совместимых между собой на разных уровнях – аппаратном (или по архитектуре), процессорном, операционных систем, программного обеспечения. Перенося понятие «инновационная платформа» в сферу образования можно сказать, что это совокупность образовательных учреждений (или образовательная общность), различающихся между собой по типу, способу организации образовательного процесса, применяемым технологиям и формам образовательной работы, но реализующих единую программу развития образования и имеющих общие цели по воспроизводству в социуме культурных и общественных норм и ценностей; формированию у подрастающего поколения единых компетентностей, национальной идентичности, деятельностных способностей. Или иными словами, инновационная платформа Школы будущего – сообщество инновационных школ, работа которых выстроена в рамках единой идеи создания модели эффективной школы, удовлетворяющей запросам личности, общества, государства, и имеет свою выраженную специфику и предмет в каждом учреждении. Одно из важнейших направлений этой работы – разработка в каждом учреждении элементов нового содержания образования, объединенных общей концепцией и направленностью. Именно эту часть инновационной платформы в области исследовательской деятельности должен обеспечить наш эксперимент.

Инновационное образование.

По словам В.И.Слободчикова, инновационное образование – «такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников»[1]. «Культурной формой инновационных процессов в универсуме образования является проектирование»[2].

Это означает, что, если школа входит в инновационную платформу, ее коллектив должен владеть технологией проектирования инновационного развития своего учреждения по избранному направлению, а именно:

-       ресурсами и механизмами создания новых технологий, методов, форм образовательной деятельности;

-       способами оформления своих продуктов в виде, пригодном для распространения в других образовательных учреждениях;

-       методиками оценки эффективности применяемых образовательных средств  и результативности образовательного процесса, построенного на основе применяемых подходов; коррекции проектного замысла и способов его реализации на основе промежуточной диагностики результативности экспериментальной работы.

Именно выполнение этих условий позволяет говорить об инновационном саморазвитии учреждения.

Итак, главная цель эксперимента – выделение и отработка элементов нового (деятельностного) содержания образования на основе технологии исследовательской деятельности учащихся, реализация механизмов трансляции этого нового содержания образования в массовую образовательную практику.

Содержание образования.

Остановимся на понятии «содержание образования», которое в рамках эксперимента также носит инновационную окраску (т. е. выходит за рамки «традиционного» понятия «содержание образования» на основе введения новых положений и идей из современной психолого-педагогической науки и практики).

Необходимо отметить, что в разные времена содержание образования понималось по-разному. Так, «Под содержанием образования в советской школе понимается система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей школьников, формирование у них основ коммунистического мировоззрения и морали и соответствующего им поведения, готовит их к жизни, к труду»[3].

В настоящее время закон «Об образовании» предъявляет следующие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».[4] При этом конкретных указаний на смысловое наполнение термина «содержания образования» не дается.

В деятельностном подходе существует продуктивная метафора в отношении содержания: это совместное удержание некоторой сути; для определения этого понятия необходимо уяснить 1) «кто держит», 2) «что держат» и 3) «как держат».

1) Удерживает общий смысл образования детско-взрослая образовательная общность. Она складывается и существует на основе общности ценностей, смыслов, целей образовательной деятельности. Поэтому для определения содержания образования необходимо выделить равно высоко значимые для всех членов образовательного сообщества (т. е. для учащихся, учителей, родителей и т. д.) результаты образования (при этом каждое учреждение может определять эти факторы по-своему);

2) Здесь фиксируются все составляющие содержания образования - например, предметные знания, общие или предметные компетентности, уровень развития определенных способностей, показатели воспитанности и т. д.

3) Определяются методы и средства организации образовательного процесса, обеспечивающие освоение учащимися определенных в п. 2 составляющих образованности, имеющих ценность и смысл для все участников образовательного процесса. В нашем случае это технологии исследовательской деятельности.

При этом содержание образования входит в обязательном порядке в структуру государственных образовательных стандартов, которые, в соответствии с Законом об образовании, включают в себя формальные требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В основе деятельностного содержания образования находится совокупность навыков мышления (мыследействия) – понимание, проектирование, исследование и др., на основе которых человек может самостоятельно строить собственные представления об окружающем мире, проектировать и выстраивать преобразование как этого мира, так и своего пути в этом мире. Т. е. главными становятся не освоение техники расширения массива информации об окружающем мире, а наращивание средств освоения и преобразования действительности. В этом случае главная цель обучения – не в освоении положенного объема сведений и подготовке к успешному существованию в социуме. Смысл обучения – психическое развитие ребенка; оно выступает как инструмент и средство этого развития. Более высокий уровень психического развития дает ребенку возможность самостоятельно создавать инструменты для решения тех или иных задач. В традиционном обучении эти инструменты, или способы действий, заучиваются в готовом виде, поэтому применяются освоившими их учениками только для решения определенных классов стандартных задач; возможности изменения и развития этих инструментов при этом ограничены. «Содержанием образования в рамках мыследеятельностной педагогики рассматриваются техники и способы мышления и деятельности»[5].

В своей концепции развивающего обучения для начальной школы В.В.Давыдов отмечал, что в процессе учебной деятельности «ребенок под руководством учителя систематически овладевает  содержанием развитых форм общественного сознания… (научные понятия, художественные образы, моральные ценности, правовые нормы)… у ребенка возникает такое отношение к действительности, которое связано с формированием у него теоретического сознания и мышления и соответствующих им способностей (в частности, рефлексии, анализа, планирования), которые и являются психологическими новообразованиями младшего школьного возраста»[6]. В других редакциях этой мысли В.В.Давыдов использует термин «мысленный эксперимент».

Исследовательская деятельность и деятельностное содержание образования.

Включение детей в исследовательскую деятельность является ключевым способом реализации деятельностного содержания образования, поскольку позволяет реализовать следующие его элементы (в соответствии с моделью организации исследовательской деятельности):

1)    Ориентационные сети в избранной области знания (научной дисциплине), позволяющие вписывать любое явление или информацию в общую систематику картины мира;

2)    Норма цикла исследовательской деятельности, от постановки проблемы до получения результатов;

3)    Способы выстраивания личностного отношения к объекту деятельности и его результатам, включая рефлексивное мышление, а также эмоционально-нравственную оценку собственных действий;

4)    Способы построения эффективных коммуникаций для достижения результата, включая фиксацию недостающего ресурса, формирование запроса по его поиску, формулирование собственных наличных ресурсов для их предъявления как условия вступления в коммуникацию.

Л.Н.Алексеева отмечает: «Можно говорить, что образовательное учреждение реорганизовало содержание образования, если в нем осуществлена проработка пяти направлений:

-       введено деятельностное содержание образование (в ходе учебной деятельности учреждения выделены пространства, в которых дети включаются, реализуют и рефлектируют исследовательскую, проектную, конструкторскую и менеджерскую практику; это введено и на уровне формы, и на уровне проверки качества);

-       введен в содержание образования компетентностный подход, основанный на способностях;

-       осуществлена переорганизация учебных предметов на основе интеграции и метапредметов;

-       осуществлена реорганизация содержания образования в информационных технологиях…;

-       осуществлена реорганизация формы образовательного процесса, в том числе введена реорганизация обучения (построена возможность относиться и осваивать разные содержания образования для разных учащихся »[7].

Этапы работы в рамках ГЭП.

-       анализ подготовленного на предыдущем этапе инновационного пакета, с которым работает учреждение, с точки зрения его эффективности; определение наиболее перспективных форм и методик организации образовательной процесса, позволяющих учащимся эффективно присваивать новые формы деятельности, сознания, рефлексии, коммуникации;

-       выделение элементов нового содержания образования, на которые выводит пакет благодаря определенным выше формам;

-       характеристика нового образовательного результата, которого удается достичь благодаря введению элементов деятельностного содержания образования;

-       используемые методики оценки и диагностики результативности образования;

-       применяемые методы и формы трансляции нового содержания в другие образовательные учреждения.


[1] Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005. с. 100.

[2] Там же, с. 101.

[3] "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.

[4] Закон «Об образовании», статья 14.

[5] Устиловская А.А. На пути обновления содержания образования // Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики. М., 2007, с. 18.

[6] В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения. М., 2004, с. 62.

[7] Алексеева Л.Н. Направление обновления содержания образования и изменение педагогического профессионализма // там же, с. 29.

 

Презентация, представленная на установочном семинаре 17.09. 2009 г.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site