Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
Юные таланты Московии
Версия для печати

Методическое письмо


Методическое письмо

по подготовке и проведению жанра «Исследовательская деятельность» фестиваля «Юные таланты Московии» в 2008/2009 учебном году.

Жанр «Исследовательская деятельность учащихся» фестиваля «Юные таланты Московии» является городским конкурсом проектно-исследовательских работ учащихся образовательных учреждений Москвы. Результаты конкурса позволяют делать вывод о качестве организации исследовательской деятельности учащихся как в учреждениях дополнительного образования, так и в школах, лицеях и гимназиях. Успешность участия в конкурсе дает возможность оценить эффективность реализации исследовательской деятельности в учреждениях, входящих в ГЭП «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».

Целью конкурса является повышение культуры организации исследовательской деятельности учащихся в школах и учреждениях дополнительного образования детей. Главные задача жанра – повышение мотивации школьников к выполнению исследовательских работ; повышение методической грамотности руководства исследовательскими работами со стороны учителей и педагогов дополнительного образования; увеличение количества и качества исследовательских работ школьников, выполняемых в образовательных учреждениях города Москвы.

В силу этого организаторам окружных туров необходимо уделить особенное внимание следующим направлениям работы:

-       проведение окружного тура в форме очной конференции (рекомендуется стендовая форма);

-       создание комфортной, мотивирующей атмосферы для авторов и их руководителей в рамках конференции; на защите недопустима атмосфера экзамена, опрос автора по фактическому материалу в области выполненной им работы. Рекомендуется задавать вопросы на понимание и собственную интерпретацию автором хода выполнения работы и полученных результатов;

-       специальная инициация активности слушателей, вопросов из зала. Рекомендуется специально отмечать учащихся, наиболее активно задающих вопросы;

-       приглашение экспертов для работы на конференции из профильных научных учреждений, окружных методических центров; учителей, имеющих практику проведения ученических исследований. При этом необходимо предусмотреть механизм, исключающий возможность оценки работы учителем из той школы, в которой учится автор работы;

-       рекомендуется приглашать экспертов из других округов, работающих в системе жанра;

-       специальная методическая работа с экспертами, предполагающая разъяснение критериев оценки работ (с выделением их исследовательского характера); регламента проведения экспертизы; характером задаваемых вопросов; инициацией детской аудитории; создания доброжелательной обстановки;

-       выдвижение работ на городской тур на основании критериев, обозначенных в Положении о жанре и рекомендаций настоящего методического письма.

Окружной тур жанра может проводиться в рамках действующей в округе конференции. При этом подведение итогов по этой конференции и по окружному туру жанра должно проводиться раздельно, с учетом того, что критерии оценки работ различны. Условия участия и критерии экспертизы должны быть известны всем участникам заранее.

В информации о конференции в этом случае необходимо отразить факт проведения окружного тура жанра, его специфику и систему критериев оценки работ. Также необходимо ознакомить экспертов со спецификой жанра «Исследовательская деятельность» и его критериями. Подведение итогов по жанру должно оформляться отдельным протоколом.

Предварительная регистрация и экспертиза работ окружного тура, по желанию координатора, может быть организована через сайт. Программное обеспечение и консультации в этом случае предоставляются городским Оргкомитетом. Ответственный – Максим Алексеевич Бабошин.

Подача документации на городской тур, по желанию координатора, также может производиться через сайт конкурса (в этом случае координатор привозит только подписанную заявку от округа).

На городской тур окружной куратор представляет пакет документации в соответствии с Приложениями к Положению (на бумажных носителях или через сайт). Количество представляемых каждый округом работ определяется квотой, которая устанавливается на основании успешности участия округа в фестивале прошлого года, но не более 3-х работ на каждую секцию. На секцию начальной школы принимается не более 6 работ от округа.

При определении перечня работ, выдвигаемых на городской тур, необходимо руководствоваться требованиями Положения и соответствующими критериями. К сожалению, в прошлом году до трети работ, выдвинутых на городской тур округами не отвечали требованиям Положения (были чисто реферативными или проектными, не удовлетворяли требованиям по объему, структуре и т. д.). В этом году мы рассчитываем на квалифицированную работу конкурсных комиссий окружных туров и надеемся, что представленные работы будут удовлетворять всем требованиям. Ответственность за соответствие работ формальным требованиям Положения (по объему, типу работы – исследовательская или проект с элементами исследования, соблюдению правил цитирования) несут координаторы окружных туров.

Предварительная экспертиза работ организуется только в целях проверки на некорректное использование текстов из Интернета. В адрес школ и руководителей работ, в которых устанавливается некорректное цитирования таких источников, будет вынесено частное определение и в дальнейшем наложены ограничения на участие в конкурсе

Еще раз обращаем внимание на необходимость организации специальной работы с экспертами по регламенту экспертизы и критериям оценки работ.

30 октября и 9 декабря в отделе РИД ДНТТМ в 16.00 Оргкомитет жанра организует консультации для руководителей исследовательских работ и экспертов, работающих на окружных турах.

На окружные туры направляется эксперт от Оргкомитета жанра для экспертизы и контроля уровня проведения конференции.

Ниже прилагается рекомендуемый экспертный лист для экспертизы представленных работ.

Напоминаем, что Вы можете пользоваться методическим материалами прошлого года, которые доступны на сайте www.researcher.ru.

Координатор жанра

А.В.Леонтович

 

Приложение.

Экспертный лист 1-4 классы

  Эксперт_________________________ 

Выбор темы.

Способность видеть проблемы (понимание ситуации неоднозначности и готовность ее обсуждать);

Познавательная ценность темы (или как данная тема продвинула ребенка в познании окружающего мира).

Исследовательское мастерство.

Наблюдения (способность концентрировать внимание и выполнять целенаправленные наблюдения) и эксперименты (способность на основе наблюдений формулировать цель эксперимента, проводить его и фиксировать результаты);

Умозаключения и выводы (способность сопоставлять факты, относиться к результатам наблюдений или экспериментов).

Представление работы.

Структура и логика работы (соответствие выработанной в научной культуре последовательности изложения работы – введение, цели и задачи, методы, собственные результаты, выводы);

Язык и стиль изложения (использование доступных понятий и терминов, их  понимание и взаимосвязь);

Ответы на вопросы (способность понимать суть вопроса и самостоятельно на него отвечать);

Балл предпочтения члена экспертной комиссии.

 

Экспертный лист 5-8 классы

  Эксперт_________________________  

Выбор темы.

Владение теоретическим и фактологическим материалом в выбранной области исследований;

Способность фиксировать личностные основания выбора темы работы и ее хода (почему именно эта проблема заинтересовала и как шел к ее выбору).

Ход работы.

Умение спланировать и объяснит логику проведения работы.

Понимание специфики выбранного метода и границ его применения. Понимание принципов и критериев наблюдений и экспериментов над конкретным объектом  исходя из поставленных цели и задач.

Умение сопоставить и обобщить результаты наблюдений или экспериментов и сделать на их основании адекватные выводы, соответствующие поставленным цели и задачам.

Представление работы.

Качество представленной стендовой презентации (структура, наглядность, оформление).

Умение пользоваться заявленным в работе понятийным аппаратом.

Умение понять вопрос и ответить на него.

Балл предпочтения члена экспертной комиссии

 

Экспертный лист 9-11 классы

  Эксперт_________________________

Экспертиза стендовой презентации.

Обоснование цели и задач исследования, соответствие их заявленной теме.

Полнота изложения методики, четкость и наглядность представленных результатов исследования.

Соответствие качества и объема представленного материала цели и задачам исследования.

Качество стендового изложения, четкость структуры презентации. Корректность в использовании литературных источников.

Экспертиза представления работы автором.

Уровень компетентности в области знаний проводимого исследования. Понимание места своего исследования в системе знаний по данному вопросу.

Уровень методической компетентности. Понимание и умение объяснить сущность применяемого метода.  Понимание ограничений используемой методики.

Авторская оценка результатов исследования. Умение сравнивать собственные данные с известными из литературы. Творческий подход при анализе результатов исследования.

Формулировка заключения или выводов, соответствие их цели и задачам исследования.

Балл предпочтения члена экспертной комиссии

 

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site