Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
МЕТОДИКА
Версия для печати

Нужны ли школьникам уроки математики? Мысли об учебной мотивации школьников


В первой части статьи авторы на основе обобщения своей практической работы в школе размышляют об особенностях мотивации школьников к обучению математики в зависимости от различных обстоятельств. Во второй части представлены тексты размышлений самих школьников по вопросу нужна ли им математика и почему.

Авторы: Борзенко Владимир Игоревич, кандидат технических наук, учитель математики лицея № 1553
Пискунова Марина Владимировна, руководитель психологической службы лицея № 1553, г. Москва

Вот уже несколько лет мы начинаем учебный год по математике с «мотивационного урока»: просим написать дома сочинение на тему «Почему мне (лично, конкретно) нужны/не нужны занятия математикой». Очень просим не писать о том, как математика помогает «нашим космическим кораблям бороздить просторы Большого театра», а быть максимально субъективным, писать только о себе, о своих планах, чувствах и мнениях. Потом мы обсуждаем на уроке то, что узнали из сочинений прежних лет и отчасти из других источников. Попытаемся суммировать здесь некоторые мысли и наблюдения из накопленного таким образом опыта.

Детская мотивация заниматься математикой (не считая таких, как «чтобы не обсчитали в магазине» или «чтобы смешивать в нужных пропорциях ингредиенты торта») оказывается разнообразной. Например, математика нужна им для формирования духовного облика, развития необходимых черт характера (терпения, трудолюбия). Девочка может учитывать то, что математика поможет ей быть хорошей мамой (помогать своим детям, вести с ними развивающую работу). Кому-то занятие этой наукой придает уверенности в себе, кто-то рад, что узнает об интересных людях (например, об Архимеде). Некоторым математика приятна как наука, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии. Но основные мотивы можно условно разделить на три группы:

  • «мне предстоит сдавать экзамены в школе и/или в вузе»;
  • «математика — язык и инструментальная основа всех наук, а я собираюсь в жизни заниматься чем-нибудь более или менее научным и/или иметь возможность грамотно применять плоды наук»;
  • «решение разнообразных четко поставленных задач — отличный способ тренировки мозгов, а дистрофичные мозги не хороши ни для чего».

Что касается школьных экзаменов, то, увы, ни для кого не секрет, что за повышение показателей академической успеваемости

борются сами школьные начальники: ясно, что улучшить показатели гораздо проще, чем улучшить собственно успеваемость. Признать неуспех — значит расписаться в своей некомпетентности. Поэтому учитель, ставя двойку, ставит ее как бы не ученику, а самому себе, и двойка на экзамене — это ЧП часто больше для школы, чем для школьника. Дети быстро все это понимают, они думают: уж если Колян из прошлого выпуска проскочил, то уж мне-то точно ничего не грозит. В результате «страшилки» про школьные экзамены действуют в основном на тех, кто и так готов заниматься.

Задача осмысленного и честного мотивирования тех, кто не хочет продолжать образование, представляется мне в сложившихся социальных условиях практически неразрешимой. Наша школа пытается изобретать свои педагогические и психологические «крючки», с помощью которых надеется ухватить и поддержать учебную мотивацию у школьников. Это и эксперимент с выбором учащимися профилирующих предметов, над которыми они обязуются трудиться особенно тщательно (это делается, чтобы поддержать хотя бы избирательную активность детей), и психологический мониторинг учебной мотивации, позволяющий отслеживать ее состояние по профилирующим предметам. Проходят консилиумы, на которых мы пытаемся представить ситуацию каждого учащегося индивидуально и подобрать к нему подход, анализируем царящую в классе атмосферу. Но честно приходится признавать, что все наши попытки таким образом уловить эту ускользающую мотивацию порой оказываются бесплодны. Социум и у нас, и во многих других странах давит на школу так, что крайне трудно отчислить тех, кто не хочет работать и уважать школьные порядки, хотя ясно, что это приводит к отрицательным воспитательным последствиям как для двоечников, так и для остальных. В каждом классе найдется два-три человека, которые будут «вкалывать» практически в любом случае, и по меньшей мере столько же тех, кто, как правило, так и не будет работать. Но основную массу обычно составляют ребята, которые ориентируются по ситуации и будут нормально работать, только если убедятся, что так надо (престижно, безопасно).

Похоже, что в самом деле занятия математикой с теми, кому ее сдавать в вуз, и с остальными имеет смысл проводить более или менее раздельно. При этом надо учитывать, что многие школьники справедливо рассчитывают, что поступать в вуз они будут не своим умом, а родительским кошельком и/или связями, поэтому разделение на группы следует проводить гибко и на конкурсной основе.

Можно наблюдать такую закономерность: ребенок, хорошо успевающий по математике, редко оказывается совсем неуспешлив по другим предметам. Из своего опыта мы заметили: ученик, которому можно рекомендовать обучение в математическом классе, попадая в гуманитарный, учится легко и без напряжения. По поводу обратной ситуации — гуманитарной успешности и плохой успеваемости по математике и другим точным предметам — речь пойдет ниже. Математика — ив самом деле язык и инструмент всех наук. Любому школьнику, который всерьез намерен заниматься скольконибудь научной деятельностью, это более или менее понятно. Вопрос только в том, много ли у нас детей и родителей, ориентированных на научную или преподавательскую карьеру вообще?

Роль интуиции в математике вообще часто недооценивают, а напрасно: известно, что великий математик Д. Гильберт сказал об одном своем бывшем ученике, подававшем когда-то большие надежды, что он переквалифицировался в поэты, поскольку для занятия математикой ему не хватало воображения. Однако ясно также, что нужны и некоторые логические способности, умение сосредоточиться, а главное — почувствовать радость открытия, победы над задачей (а не над противником). Известно, что эту радость, чувство облегчения после напряженной работы и, наконец, заслуженной победы — решенной задачи, правильного ответа даже перестающие в дальнейшем заниматься математикой люди помнят долгие годы.

Математика в школе по-хорошему призвана быть игрой, направленной на тренировку интеллекта в самом широком смысле слова. Но понятно и то, что для овладения основными приемами этой игры от ребенка требуются длительное усилие, тренировка. Без систематических упражнений, без повышения уровня сложности навык четкой интеллектуальной работы постепенно сходит на нет, натренированное мышление «расслабляется». Безусловно, очень важна роль педагога. Это похоже на спорт, где быстро теряешь форму. Но при желании и приложенном усилии любой навык можно восстановить, «догнать и перегнать» себя самого. Математика, в отличие от большинства других школьных предметов, практически не требует усвоения значительного объема информации, знаний. Именно поэтому довольно бессмысленно форсировать темпы прохождения материала, перегружать программу, особенно в младших классах.

О так называемых «гуманитарных» детках. В большинстве случаев это эвфемизм для обозначения детей, которым не даются математика и другие точные науки. Причины в основном три. Главная — отсутствие контакта с учителем. Это — проблема обоюдная. Трудно переоценить, как часто отношения с учителем оказываются важнее природной склонности или несклонности ребенка к тому или иному роду деятельности. Далее — отношение родителей, их представления о будущей карьере ребенка. Они могут почти неосознанно внушать своему чаду чувство, что математика — это сложно, скучно, не очень нужно, — опираясь на свой не слишком приятный опыт встречи со школьной (институтской) математикой. Это особенно часто происходит в случае мам и дочек. Наконец, действительно изредка попадаются дети, которые довольно охотно и много читают, в том числе исторические повести и романы, но не успевают по математике и другим точным наукам. Но тут надо иметь в виду, что у них, как правило, возникают проблемы и с иностранными языками — в части грамматики, и с русским — там, где уже не помогает «начитанная грамотность», и с историей — там, где требуются систематический анализ и обобщение.

Размышляя о том, почему именно с математикой связаны трудности у большого числа детей, нельзя забывать, что фактически в школе математика — основной предмет: и по суммарному числу часов за все школьные годы, и по часам в старшей школе, и по числу обязательных экзаменов математика — на первом месте.

И тут надо отметить, что корреляция между провальной математикой и слабым сочинением/изложением весьма велика — и по способности иметь и внятно излагать свои мысли, и по грамотности. Это особенно очевидно, если старшеклассник не ограничивает длину предложений тремя-четырьмя словами, причем такими, в которых ошибиться просто невозможно.

Предоставим теперь слово 11-классникам, которые имеют свое мнение о том, нужна ли им математика, — мнение, без максимального учета которого все наши усилия обречены на провал. Сначала представим тексты, написанные в начале 1999/2000 учебного года. Сочинения изложены с некоторыми сокращениями.

Текст 1.1

Мне нужна математика, чтобы поступить в МАИ. Учиться там и закончить вуз. Поступить на работу. Я надеюсь, что смогу поступить работать туда, куда хочу. Там мне понадобятся знания по математике. Даже если я не поступлю на ту работу, все равно: математика используется во многих областях нашей жизни.

Математика нужна и для постройки дома, и для денежных расчетов, и в быту. Она связана и с другими науками, которые мы используем в повседневной жизни.

Многие не хотят учить математику, потому что некоторые операции компьютеры могут выполнять за нас, но ведь машина может ошибиться. Компьютеры играют большую роль в современной авионике, и я не хочу стать жертвой компьютерного сбоя.

И, наконец, я хотел бы быть не глупее своих детей. Я хотел бы уметь объяснить им то, чего они не понимают. Это бы повысило мой авторитет в их глазах.

P. S. Математика — нужна!

Текст 1.2

Математика — это очень интересная наука, особенно пространственная геометрия. Математика развивает у человека логику. Вообще она нужна абсолютно везде, в любом деле требуется хоть чуть-чуть математики, хоть самой простейшей.

Ну, а мне математика нужна прежде всего для того, чтобы поступить в институт. Да и так я ей пользуюсь постоянно: на огороде, дома, при денежных расчетах, при приготовлении пищи. Для всех бытовых вещей нужна математика, которую мы изучаем в школе.

Но зачем нужна высшая математика? По-моему, ее невозможно применить на практике в повседневной жизни. Наверное, она нужна для развития логики. Математика заставляет думать, а вообще-то это красиво.

Текст 1.3

Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит.

М. В. Ломоносов

Действительно, о математике как науке, являющейся фундаментом всего естественно-научного комплекса дисциплин и даже некоторых ветвей в гуманитарном знании, сказано уже немало. Но зачем занятия математикой нужны лично мне?

Сейчас, учась в 11-м классе, я попадаю в категорию «абитуриент», то есть выпускник, — и хотел бы поучиться еще. В нашей стране существует довольно жесткое деление вузов на гуманитарные, куда математику сдавать не надо, и естественно-научные, куда — надо. Человеку, не преуспевшему в искусстве словесности и неважно ориентирующемуся в истории и т. п., если он хочет продолжить образование, сдавать математику непременно предстоит.

Математика — логичная и достаточно эстетичная наука, чем она мне и нравится. Графические фракталы бесспорно красивы (хотя я с трудом представляю себе, что это такое). И сдавать мне ее придется — хотя бы ради удовольствия поучиться еще несколько лет.

Текст 1.4

Я считаю, что математика — наука очень важная и в школе она нужна. До того момента, когда человек (ученик) определится в выборе своей будущей профессии, нужно рассказывать о математике не так, как в учебнике: может быть, не слишком подробно и углубленно, а с более широкой, общенаучной точки зрения.

Но вот когда человек поймет, какие предметы нужны ему для его будущей специальности, следовало бы либо начать изучать математику более углубленно, либо совсем поверхностно.

Лично мне математика интересна, но еще более интересны другие предметы, близкие к моей будущей специальности. Обычно — чем интереснее задача, тем она сложнее, тем больше времени уходит на ее решение. А в 11-м классе, да еще с учетом вечерних курсов, времени совсем не хватает. Так что я многие предметы просто не успеваю делать. Поэтому наиболее оптимальной мне кажется система разделения учеников в последние годы на две группы.

Текст 1.5

Математика мне нужна исключительно для того, чтобы сдать выпускной экзамен. Я собираюсь на филологический факультет МГУ, и на выбранном мною отделении математика отсутствует. В школе, к сожалению, мне приходится тратить очень много времени на математику, когда хочется тратить его на литературу, английский и русский языки. Но я готова это делать, чтобы написать выпускной все-таки выше тройки.

Текст 1.6

В своем сочинении я не хочу кривить душой и писать о личной пользе математики. Могу сказать по этому поводу одно: сейчас мне, как и всему классу, математика точно нужна для того, чтобы написать выпускной экзамен и… Ну, туту всех поразному: кому дальше вкалывать, решая всякие задачи, и сдавать математику в разные вузы, а кому — забыть эту нелегкую науку. Я считаю, что на бытовом уровне я математику знаю, а уж если не смогу рассчитать, к примеру, сколько картошки к свадьбе закупить, то мне кто-нибудь поможет (благо, в семье математиков много-.

Сейчас меня интересует другой вопрос: почему я, вместо того чтобы учить всю отечественную историю и биологию, должна каждый раз готовить ДР, а если не успеваю, то — двойки, двойки, двойки… Но ведь я — не Ломоносов! Не могу успеть охватить все!

Текст 1.7

Да, мне нужна математика, и тому есть несколько причин. Во-первых, мне ее сдавать в МГУ. Во-вторых, я хотела бы повысить свои оценки в аттестате, поэтому в конце года я, скорее всего, буду сдавать геометрию по выбору. Третья причина — чисто бытовая: в жизни пригодится умение посчитать стоимость покупки или зарплату.

Четвертая причина особенно дорога моему сердцу: я испытываю истинное наслаждение, когда мой ответ сходится с ответом в конце учебника (особенно Ткачука или Сканави)!

Текст 1.8

Я не думаю, что та математика, которой меня сейчас обучают, пригодится мне в будущих бытовых расчетах. Для будничных операций мне совсем не нужны знания из анализа и стереометрии. Я думаю, что знаний пятиклашки с калькулятором достаточно для нужд обывателя, если он не занимается финансами.

Но все же я считаю нужным математику учить и знать. Почему? Во-первых — и этого уже было бы достаточно — мне надо сдавать математику в вуз. Но поступление — не самоцель, а средство. Средство для удовлетворения одной из выеших потребностей человека — потребности в духовном развитии, в частности в образовании.

В наш век математика является общим для всех естественных наук языком, и мне необходимо знать этот язык, если уж я ощущаю потребность в получении образования. Например, если бы я решил поехать учиться в Оксфорд, мне было бы необходимо учить разговорный английский, чтобы понимать, о чем идет речь.

Кроме того, математика развивает мышление. И, наконец, последним аргументом в пользу изучения математики является мой собственный интерес, что я не считаю маловажным.

Текст 1.9

Обычно, когда задается вопрос, нужен ли человеку тот или иной предмет, отвечают только с точки зрения необходимости сдавать по этому предмету экзамен. Мне такое отношение кажется неправильным. Да, мне нужно сдавать выпускной экзамен по математике, да, мне нужно сдавать и вступительную математику. Но даже если бы это было не так, я бы ни за что не согласилась вообще не изучать этот предмет. И даже не с той точки зрения, что в школе нужно изучить как можно больше предметов для общего развития, — нет, я бы с радостью никогда не видела таких предметов, как экономика и граждановедение. Математика мне нравится, я ее люблю, хотя одновременно и боюсь. Математика, особенно алгебра, — это что-то мистическое, почти выходящее за рамки сознания, — ив то же время безумно логичное и красивое. Когда удается понять хотя бы маленькую часть, решить самостоятельно какую-нибудь сложную задачу — сразу чувствуешь себя немножко героем, сам себя начинаешь уважать. Математика, даже когда она непонятна, активизирует умственную деятельность — то есть в любом случае действует положительно. Если в течение целого дня идут сплошные гуманитарные предметы (литература, история и т. д.), а потом вдруг наступает математика… в общем, это действует примерно так же, как если в жаркий, сонный летний день опрокинуть себе на голову ведро ледяной воды. Сразу же просыпаешься и начинаешь думать, думать.

Ко всему прочему математика иногда очень увлекательна. Когда мне долго не удается решить какую-нибудь сложную задачу, я могу заниматься ею по 4-5 часов каждый день. И не потому, что решить ее необходимо, а просто — интересно, как это сделать. Иногда доходит до того, что я не могу уснуть, до слез, до полного отчаяния. Но зато, если вдруг решишь, — какое же это счастье! Чувствуешь себя самым счастливым и умным человеком на свете. Уже хотя бы ради этого стоит заниматься математикой. Так что вот он, мой однозначный ответ: математика нужна. Очень даже.

Со времени написания этих сочинений прошло три года. Большая часть авторов приведенных выше сочинений благополучно перебрались на биофак, химфак, филфак, в МАИ и т. д., успешно сдав, как правило, свой экзамен по математике.

Теперь мотивационный урок мы проводим с 8-классниками. Посмотрим, велика ли разница в жизненных планах и мотивировках. Тема сочинения звучит теперь более широко: «Что я думаю о своем будущем и почему мне нужна/не нужна математика». Данные сочинения написаны в начале 2002/03 учебного года и печатаются также с сокращениями.

Текст 2.1

Я считаю, что математика, безусловно, нужна, и не только мне, а любому человеку, который хочет достичь чего-либо в жизни. Ведь математика сдается как один из профилирующих предметов при вступительных экзаменах в большинстве вузов страны. Но математика важна не только этим.

Математика — это один из таких предметов, которые развивают логическое мышление. Поскольку я предполагаю поступать на юридический, логика для меня очень важна. Математика заставляет мозги работать, увеличивая тем самым умственные способности. Хотя я и не очень люблю математику, но все же считаю ее одним из самых важных предметов.

Текст 2.2

Я учусь в «Лицее на Донской», — и потому мое будущее представляется мне прекрасным. Ведь передо мной открываются замечательные возможности. Хоть я до конца не решил, что выбрать, но уверен, что математика пригодится везде. Не просто так во всех университетах, школах и других учебных заведениях в первую очередь берут экзамен по математике. Ведь все это является подготовкой к нашей жизни вообще, а особенно — к нашей будущей профессии.

Если я захочу быть врачом, а математику буду знать плохо, то меня выгонят на вступительных экзаменах (для того они и существуют, чтобы отбирать грамотных людей от малограмотных) . А если меня вдруг пропустят, то скоро выгонят по просьбам пациентов. Ведь я могу ошибиться в расчетах, а это чревато ухудшением здоровья больного.

Возьмите любую другую профессию и проанализируйте, нужна ли там математика. Я не нашел профессии, где она не была бы нужна. Поэтому я благодарен учителю математики за его труд.

Текст 2.3

Я считаю, что моя нужда в знании математики зависит от того, кем я захочу стать. Я этого еще не решил и поэтому учу математику только как школьный предмет. А как школьный предмет она мне нужна, так как является основой многих других предметов. Поэтому мне легче их изучать.

Я усиленно начну заниматься математикой, если захочу стать ученым в математической области, экономистом или работником, использующим математику в своей профессии. Если я стану строителем, то математика может мне и там пригодиться: я смогу быстрее придумывать, как лучше строить здания. Еще ее можно учить, чтобы лучше понимать такие науки, как физику, экономику и тому подобные.

Но если я буду работником, не нуждающимся в знании математики, то тогда, может быть, она мне особо и не пригодится. Может сложиться так, что я стану спортсменом. Тогда знание математики мне, возможно, и понадобится, но только чтобы рассчитывать какие-нибудь вещи. Так что все зависит от того, кем я захочу стать.

Текст 2.4

Математика нужна всем и каждому. Лично мне она интересна и как наука. Мне интересно узнавать новые формулы и теоремы. Мне нравится, что в алгебре можно при знании формул длиннющий пример превратить в малюсенький. А в геометрии можно быстро сравнить треугольники, узнать угол или сторону.

Мое будущее еще не решилось. Сначала мне хотелось стать юристом, но сейчас их слишком много. Потом захотелось стать дизайнером, потом — экономистом. Как только я начала ходить на социальную психологию, мне захотелось стать психологом масс. А для того чтобы получить эту профессию, надо поступить в институт и окончить его. Вот еще одна причина учить математику. На языке математики выражены законы других наук, включая психологию. Кроме того, математика развивает логику.

Математика нужна не только для наук. Она нужна для расчетов и дизайнеру, и экономисту. А сейчас, когда помогаешь младшей сестре решить задачку, приятно сознавать, что больше знаешь. Вот почему мне нужна математика.

Текст 2.5

В будущем я надеюсь стать биологом или микробиологом. А биология очень тесно связана с математикой. Вычисление видов, изучение форм и строение тела. Раньше я хотела стать астрономом. Это тоже напрямую относится к математике, особенно к стереометрии.

Математику мы используем всегда и везде, в науке, на работе и в быту. Она помогает нам при изучении наук, — таких, как биология, физика и астрономия, — при игре в шахматы, при постройке домов и т. п.

В математике — не только термины, формулы и чисто алгебраические и геометрические построения: она еще очень хорошо тренирует логику. В этом я убедилась на собственном опыте: как только я подучила математику и стала получать по ней хорошие отметки, как вскоре начала часто выигрывать во всякие логические игры (шахматы, нарды и просто логические задачи).

Математика учит во всем соблюдать точность и четкость. Ведь если, например, на экзамене я буду все время приводить неточные цифры и рисовать нечеткие графики, экзаменатор наверняка спросит: «Вы раньше как учили математику? Вы и там чертили фигуры кое-как, а подсчеты делали неточно?»

И он будет совершенно прав: без элементарных знаний по математике и умения выполнять свою работу аккуратно и расчетливо невозможно будет успешно учиться дальше по большинству предметов.

Текст 2.6

Я хочу стать ученым. Началось все с того, что когда-то я захотел стать изобретателем, но вскоре понял, что это — не для меня, так как я бы не хотел сужать так свой кругозор. Поэтому я решил уйти в науку (техника, исследование и т. п.). Всем этим я обязан математике!

Мне нужна математика для того, чтобы понять, как устроен какой-нибудь аппарат или как работает машина. Математика дает моей жизни какую-то звонкость, радость и умение придумывать интересные вещи. Вот пример: я обсуждал с другом его техническую самодеятельность и благодаря математике дал ему несколько идей и важных решений.

Вообще я люблю всякую математику: от трудной до простейших примеров. Вот, как приятно сесть за пример, раскрыть скобки и привести подобные слагаемые. Я люблю математику за ее интерес и сложность повседневную. Математика, спасибо, что ты есть!!!

Текст 2.7

Конечно же, когда я поступила в первый класс, я думала, что математика нужна только для того, чтобы быстро считать в магазине и быть такой же умной, как взрослые. Сейчас я вижу намного больше причин для изучения математики.

Одна из них — это развитие интеллекта и способность логически мыслить. А ведь это очень поможет не только в работе и учебе, но и в обычной повседневной жизни. (Гимнастика мозгов.)

Я начала в прошлом году изучать физику и поняла, что математика нужна для изучения других наук, и не только физики, но и химии, экономики, информатики и т. д., вплоть до литературоведения. (Математика — инструмент других наук.)

Мне интересно заниматься математикой, — наверное, потому, что мой папа закончил факультет управления и прикладной математики, а моя бабушка — учитель математики. (Математика — наука предков.)

Математика может помочь при поступлении в вуз на самые различные специальности, например, на экономический факультет, куда я хочу поступить. (Математика - это полезно.)

Из курса математики я узнаю о таких замечательных и живших так давно людях, которые внесли неоценимый вклад в развитие математики и цивилизации в целом. Например, об Архимеде, Евклиде, Пифагоре. (Познавательно.)

Когда я вырасту, я буду помогать своим детям по математике. Может быть, я даже смогу придумывать для них какиенибудь развивающие игры. (Математика сделает из меня хорошую маму.)

Если я буду хорошо учиться по математике, то я буду думать, что у меня что-то получается. А от этого растет самооценка и у меня будет надежда на то, что я все же могу стать специалистом в какой-нибудь области, связанной с математикой. Ведь я хочу поступить на экономический, а там очень нужна математика. Если я буду видеть, что могу учиться хорошо по математике, то я, может быть, попробую себя в других предметах. И вообще, знать, что по какому-то предмету ты хорошо учишься, всегда приятно; а математика — еще и основной предмет, — так что вдвойне приятно. (Математика — уверенность в себе.)

Текст 2.8

Математика мне нужна для того, чтобы учиться мыслить логически, чтобы учиться быстро производить рассуждения и вычислительные действия. Математика учит быстро понимать необходимый материал. Занятия математикой дают тот клубок знаний и умений, который просто необходим в жизни.

Вот, например, компьютер. Работая за компьютером, человек управляет им. А для того, чтобы управлять, человек должен быстро и четко думать. Математика — один из предметов, развивающих такое полезное умение. Так что математика — интересный и полезный предмет.

Текст 2.9

Я стараюсь не думать о будущем. Только о том, что будет завтра, через неделю, через месяц. Можно строить планы на будущее, но вдруг тебя через год собьет машина или ты утонешь, — и тогда эти планы тебе не понадобятся. Никто не знает своего будущего, но можно стараться идти по какому-то намеченному пути. У меня еще нет такого пути, но я собираюсь его найти.

Математика нужна мне будет при поступлении в институт, в бытовых ситуациях, в работе. Я не смогу прожить всю свою жизнь, не воспользовавшись математикой. Я не буду знать, сколько мне лет, какой сейчас год, как разрезать пирог на нужные части.

Я без математики не знаю, как буду жить. Она ведь встречается в моей жизни каждую секунду.

Текст 2.10

Когда я вырасту, мне нужно будет работать. А для этого мне нужно учиться и знать.

Сначала я должен хорошо закончить школу и поступить в институт, — и при этом мне понадобится математика. Я мечтаю поступить в МАИ на факультет прикладной математики. Мне нужно отлично знать математику, потому что на этом факультете изучают все разделы математики, — даже те, о которых мы в школе не имеем представления.

Я думаю, что математика пригодится всегда: и в жизни, при покупке каких-нибудь вещей, и при изучении других наук, например, физики, химии или информатики.

Кстати, математика — мать наук. И поэтому мне кажется, что без математики я пропаду.

Текст 2.11

Математика мне нужна. Она нужна всем, только в разных количествах. Лично мне она нужна для того, чтобы в голове не было каши. Математика помогает собирать мысли и сортировать их «по полочкам». Она учит хорошо и быстро мыслить логически, а также, — как мне кажется, — обостряет внимание. Потому что только при высокой умственной работе мозг живет и функционирует, а не «спит».

Математика нужна мне и для поступления в вуз. Причем экзамены по математике являются проверкой не только знаний, но и интеллекта, умения логически мыслить. Чем больше и упорнее занимаешься математикой, тем выше уровень интеллекта (я много занимался математикой и стал лучше играть в шашки и шахматы).

Скорее всего, я буду пытаться поступить в какой-нибудь технический вуз, - и поэтому мне вдвойне нужна математика. Ведь в профессии инженера или программиста важно умение быстро и точно мыслить, рисуя точные схемы или составляя логическую цепочку алгоритмов. Я хочу стать программистом, и если мозг будет спать, ни о какой работе по специальности не будет и речи.

Все люди — разные и у всех есть альтернатива: работать или не работать головой. Но я сделал свой выбор: математика входит в мою жизнь.

Текст 2.12

В будущем я хочу стать дизайнером или архитектором. И в той, и в другой работе требуется знание математики. Вообще математика — очень нужная наука. Люди всех — или почти всех — профессий используют математику. Нельзя нормально работать с компьютером без знания математики. Нужна математика и в повседневной жизни: например, при кройке платья, приготовлении пищи на много человек или при денежных расчетах. Даже если математика не нужна в твоей работе, она очень полезна для развития мозгов, учит логически мыслить.

Я люблю математику. В прошлой школе это был мой любимый предмет. Надеюсь, что и здесь будет не хуже.

Текст 2.13

Что я думаю о своем будущем — не знаю, но желаю всего наилучшего. Вообще хотел бы заняться отельным или туристическим бизнесом или же стать программистом, а может, мне суждено стать нефтяным магнатом, а может, а может, а может…

Этот список можно продолжать до бесконечности. По крайней мере, надеюсь не остаться в бедняках.

Зачем мне нужна математика? Никогда не задумывался. Вопервых, чтобы поступить в институт и его окончить. Во-вторых, чтобы закончить школу. В-третьих, чтобы быть умнее и в необходимых случаях показать свои «обширные» знания. В-четвертых, чтобы было легче при изучении других наук. В-пятых, чтобы развивать логическое мышление. И так далее…

Текст 2.14

Честно говоря, математику я не люблю, особенно алгебру. Возможно, так сложилось из-за отношений с учительницей в старой школе. Но я, конечно, понимаю, что без математики мне все равно не обойтись. Кроме школьных экзаменов, мне, скорее всего, предстоит сдавать ее в вуз. Я думаю, что выберу что-нибудь вроде лингвистики. Конечно, математика развивает логику, мышление, но в прежней школе мне на уроках всегда было скучно. Надеюсь, здесь будет лучше.

Текст 2.15

Что я сейчас могу думать о своем будущем? Пока ничего, кроме того, что для того, чтобы будущее было более или менее счастливым, нужно учиться. Чему учиться? Языкам, истории и другим гуманитарным, а также естественным наукам и, конечно же, математике.

Когда я думаю о своем будущем, мне очень трудно выбрать, кем же мне все-таки стать. Может, архитектором, а может, и психологом.

В архитектуре математика играет очень важную роль. Вся архитектура представляет собой как бы дизайнерскую работу на основе геометрии. Но и дизайнерская работа не могла бы существовать без умения моделировать ситуацию и абстрактного мышления, которые развивает математика.

Для работы психологом нужна не только алгебра для подсчета результатов опроса. Во-первых, для этого существует простейшая наука арифметика, которая, между прочим, тоже является частью математики, во-вторых, не все психологи проводят опросы. И без умения моделировать ситуацию тут тоже не обойтись. Но самое нужное, что дает математика психологии, заключается в способности классифицировать ситуацию и отличать принципиально новую ситуацию от ранее встречавшихся.

Математика — довольно непростая наука для изучения, поэтому, относясь к ней серьезно, можно воспитать в себе качества, необходимые для всех дисциплин, какие бывают, — трудолюбие, упорство и терпение.

Текст 2.16

Я в своем будущем вижу себя экономистом. Для экономиста математика является важнейшей вещью, так как на ней построена вся его работа. Все операции, которые он выполняет, построены на вычислениях и расчетах. Он рассчитывает, что он должен сделать, чтобы выиграть в одной операции и сэкономить на другой. Если экономист не будет знать математики, то он не сможет просчитать ни одну операцию.

А вообще, по-моему, математика жизненно необходима любому человеку для нормального существования. Не зная математики, ты, конечно же, сможешь жить, но жить так, как живут в деревне, — выращивать овощи и фрукты и продавать их, да и то с трудом, ведь ты не сможешь посчитать, сколько от выращенного продать, чтобы купить себе необходимых вещей, а сколько — оставить на еду. Так что человек, не знающий математики, уже не человек, а человекообразное существо, так как не умеет логически мыслить. А если выучить математику до полного систематизма, то можно жить хорошо.

Текст 2.17

Кроме того, что она интересна сама по себе, математика еще развивает мышление и логику, что помогает сдавать экзамены по всем предметам и улучшать восприятие в изучении физики, химии и даже многих естественных наук. Без нее не обойтись, если ты учишься в школе!

В качестве будущей работы я бы предпочел программирование и программное обеспечение. А в этой сфере деятельности без математики — никуда. Весь расчет производится только при помощи математических формул и графиков.

И в обычной жизни просто необходима математика. Например, чтобы не обсчитали в магазине или чтобы понять, хватит ли денег на несколько интересных дисков и останется ли при этом на мороженое.

В общем, математика — царица наук. И это — общепризнанный факт.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site