Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
МЕТОДИКА
Версия для печати

Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся.


Автор: Леонтович Александр Владимирович

Выступая перед самыми разными аудиториями, приходится говорить о том, что развитие исследовательской деятельности учащихся в массовом организованном образовании на сегодняшний день — важнейшая задача, часто сталкиваешься с непониманием, неверием, иногда откровенным сарказмом. Дескать, и так наплодили ученых, теперь они или на Западе, или в коммерческих структурах, и опять говорите об исследованиях школьников — сколько же можно? Причем такой стереотип встречается не только у людей, далеких от образования, но и у ученых и педагогических работников.

Между тем, в последнее десятилетие мир не стоял на месте. Ускорилось развитие высокотехнологичных отраслей производства. Изменились требования к профессиональности и принципам переподготовки специалистов большинства отраслей. И это требует тщательного анализа и переосмысления роли и места исследования в современном образовании.

Новое время, с нашей точки зрения, было эпохой проектного мышления. В это время реализовывались и были реализованы самые разнообразные проекты различного масштаба и уровня сложности. В качестве примеров можно привести проекты строительства Суэцкого и Панамского каналов, проект построения справедливого, социалистического общества и т. д. В настоящее время реализуются проект развития террористической сети и противостоящий ему проект подавления международного терроризма. Как известно, проектирование предполагает построение мыслительного образа желаемого, а реализация проекта развертывает движение к этому образу во времени, каждый этап которого предполагает безусловную его направленность и подчиненность этому конечному образу.

И здесь случается масса неожиданностей. Предмет, на котором реализуется проект, далеко не всегда ведет себя предписанным ему проектом образом. Воздействия на предмет проектирования затрагивают незамеченные связи и приводят к неожиданным последствиям, которые не учитывались проектировщиками. В качестве примеров можно привести так и незапущенную железную дорогу Салехард — Дудинка или стереотип нерушимой дружбы народов Советского Союза, которая в ряде республик неожиданно для многих превратилась во вражду.

Развитие каждого процесса, в том числе проекта, по сути своей поливерсионно (Гурвич Е. М.). Иными словами у каждой ситуации существует несколько сценариев развития, и совершенно не очевидно, что оно пойдет именно по версии, предуготованной ему проектировщиком. Может быть множество неучтенных факторов, которые «вытолкнут» ситуацию на альтернативный сценарий, и тогда проект потерпит фиаско и приведет к непредсказуемым последствиям, в том числе и совсем в других областях. Можно вспомнить, что развитие хлопкоробства в Средней Азии привело не только к засолению хлопковых полей, но и к экологической катастрофе в другом регионе — на Аральском море.

Люди продолжают разрабатывать проекты, но становится все более очевидно, что нужно поставить некоторые ограничения на безудержную, подчас ничем не обоснованную фантазию проектного мышления и следующую за ней деятельность по преобразованию окружающего. Особенность современной ситуации в том, что проектов различного уровня и характера реализуется уже столько, что сфера их реализации почти полностью заполнила «окружающую среду» на биологическом, социальном, духовном уровнях. В этих условиях возникает своеобразная «интерференционная картина» — наложение последствий и их взаимное усиление. Пора проанализировать, систематизировать, ограничить развитие проектов, иначе проблемы, обозначенные современностью (здесь и устойчивое развитие, и терроризм, и многие другие) выйдут в неконтролируемое пространство.

И это ограничение есть — его задает исследовательский тип мышления. Именно исследование и заключенная внутри него экспертная процедура позволяют как на стадии предпроектной подготовки, так и на различных этапах реализации проекта производить анализ возможных сценариев его развития, предполагаемых последствий и вносить необходимые коррективы.

Это особенно актуально в связи с тем, что вследствие постоянно усложняющейся структуры экономики и хозяйства в современном мире доля управленческого труда и людей, занятых в этой сфере, неуклонно увеличивается. Растет и доля неквалифицированных управленческих решений, принимаемых без привлечения ученых, специалистов, способных проанализировать ход и возможные последствия реализуемого процесса. Отсюда возникает необходимость развития у управленцев в массовом масштабе исследовательской культуры, или навыка исследовательского мышления, который позволял бы им задумываться о возможных последствиях реализуемых ими действий, вызывал потребность консультироваться и привлекать в необходимых случаях специалистов.

Всем нам знаком расхожий образ чиновника, который руководствуется исключительно нормативными документами и не видит за ними конкретных судеб людей, не вникает в ситуацию отдельных личностей, не относится с участием к человеку. Такой чиновник является не субъектом своей управленческой деятельности, а лишь звеном, винтиком административной машины. Как же изменить ситуацию? Возможно, наиболее верный путь заключается в том, чтобы привить ему способность мыслить с исследовательской позиции. Поскольку главная проблема здесь — то, что чиновник действует по запрограммированному алгоритму, не анализируя последствия его применения и не вникая в особенности каждой конкретной ситуации. Он не выходит и не хочет выходить в исследовательскую позицию, которая позволила бы ему зафиксировать специфические особенности каждого случая, каждой ситуации, что предполагает прежде всего способность к наблюдению, позволяющую выявить и зафиксировать конкретные факты и тенденции в развитии ситуации. И потом на основе установленных особенностей произвести анализ нормативов на предмет их наиболее адекватного применения к конкретной ситуации исходя из интересов человека.

Все это доказывает необходимость специальной работы, реализации особых программ, позволяющих целенаправленно развивать исследовательский тип мышления у молодого поколения, причем развивать в обязательном порядке, в большей или меньшей мере у всех школьников, в рамках обязательного компонента общего образования.

К сожалению, последнее десятилетие (или чуть больше) были неблагоприятными для образовательных программ, напрямую не связанных с нормативным финансированием сетевых образовательных учреждений. Это в полной мере относится и к исследовательской деятельности учащихся.

В 1970 — 80-х годах в СССР организационная структура исследовательской деятельности имела три главные подсистемы: специализированные учреждения внешкольной работы (станции юных натуралистов, станции юных туристов, станции юных техников и т. д.), специально созданные отделы научного и технического творчества при Дворцах и домах пионеров (которые выполняли функцию дополнительного образования в современном понимании в структуре идеологического воспитания, распространенной в системе внешкольного воспитания того времени); кружки при «продвинутых» школах, в которых работали учителя, способные расширять учебно-воспитательную работу за пределы устоявшейся сетки стандартного учебного плана.

Кроме этого, существовала система, объединявшая эти три направления в единую структуру и которая с 1960-х годов получила широкое развитие и поддержку власти. Это была система юношеских научных (научно-технических) обществ и малых академий наук. Эта система обеспечивала следующие задачи:

  1. финансирование системы исследовательской деятельности учащихся как главного условия развития этого направления как подсистемы образования;
  2. привлечения, используя административный ресурс партии и власти, в систему работы со школьниками высококвалифицированных кадров из системы науки (в т. ч. сотрудничества с учреждениями науки и высшего профессионального образования);
  3. обеспечения горизонтальных связей между учреждениями, занимающимися исследовательской деятельностью, и их увязки в единую систему независимо от специфики их ведомственной принадлежности.

В начале 1990-х годов каналы альтернативного бюджетного финансирования прекратились и ресурсы сетей межучрежденческой деятельности иссякли.

Исследовательская деятельность учащихся также испытала серьезный спад. Она перестала существовать как система, однако учреждения, «точки», наработавшие за предыдущий период значительный организационный и программно-методический потенциал, глубокие традиции, сохранились и продолжили свою работу.

Следующий период (примерно 1994—99 гг.) характеризовался глубоким структурным преобразованием системы исследовательской деятельности и ее ресурсного обеспечения. Не вдаваясь в подробности этого процесса, остановимся на нескольких существенных для нас его результатах.

Во-первых, изменилось понимание смысла и назначения исследовательской деятельности в образовании. Из способа профессиональной ориентации молодежи в области науки и техники исследовательская деятельность стала пониматься как средство развития личности учащихся.
Во-вторых, сохранившиеся центры исследовательской деятельности наработали системы ресурсного обеспечения этой образовательной технологии (интеллектуального, организационного обеспечения, многоканального финансирования).

В-третьих, в образовательную систему удалось привлечь (не без объективных на то причин) значительный кадровый потенциал из сферы науки.

В результате создалась современная ситуация, которая пока не вполне осознается образовательным сообществам. Наиболее характерные ее черты в следующем:

  1. Понимание смыслов и назначения исследовательской деятельности (в т. ч. форм и способов ее организации, путей включения в организованное обучение и т. д.) развивалось в каждом центре самостоятельно, в результате чего на сегодняшний день мы имеем достаточно широкую палитру таких смыслов.
  2. С середины 1990-х годов тенденции развития исследовательской деятельности учащихся изменились: начался рост юношеских научных исследований, увеличение, численности участников и качества проведения юношеских исследовательских конференций различного уровня в разных регионах России.
  3. На сегодняшний день мы имеем известный перечень выстроенных региональных и федеральных структур (возникших, как правило, в инициативном порядке, на базе обозначенных выше центров), в которых организация и представление исследовательской деятельности учащихся проходит на весьма высоком уровне.

Обозначенная ситуация требует воссоздания системы исследовательской деятельности в России на основе разработки и реализации специальной программы, предполагающей интеграцию концепций и подходов, разработанных в различных (обозначенных выше) центрах развития исследовательской деятельности учащихся в единую Федеральную концепцию с созданием единых информационных средств (журнал, Интернет-портал), мероприятий (конференции различного уровня, профильные смены и экспедиционные проекты), систем повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников. Главная особенность проектируемой программы состоит в том, что она имеет сетевой характер, т. е. жестко не регламентируется сверху. Отдельные ее субъекты в настоящее время достаточно сильны и независимы, они выходят на связи с другими учреждениями по собственной воле, исходя из прагматичной возможности увеличения совокупного ресурса собственной деятельности при взаимной кооперации. При этом нередко учреждения берут на себя функции по координации отдельных направлений программы, выступая по этим направлениям в качестве ресурсных центров.

Именно поэтому мы придаем такое большое значение проектированию и реализации учрежденческих и региональных программ развития исследовательской деятельности учащихся как необходимых элементов и условий развития федеральной программы. Заметим, что в обозначенной системе журнал «Исследовательская работа школьников» выполняет функции информационного обеспечения программы и своеобразного заочного клуба, на страницах которого заинтересованные партнеры могут развернуть дискуссию по актуальным проблемам развития исследовательской деятельности.

В настоящем материале нам хотелось бы представить проект региональной программы развития исследовательской деятельности учащихся на примере г. Москвы как субъекта Российской Федерации. При этом программа имеет два функциональных значения: развития исследовательской деятельности учащихся в г. Москве и ресурсного центра развития исследовательской деятельности в масштабах страны в целом. Программа исходит из концепции развития исследовательской деятельности учащихся, опубликованной в первом номере журнала «Исследовательская работа школьников», соответствуя следующим условиям:

  1. адекватностью программы существующим в московском регионе условиям;
  2. комплексностью (т. е. вовлечением структур общего, дополнительного, высшего профессионального образования, научных учреждений, структур власти и т. д.);
  3. вкладом программы в фонд общекультурного развития.

Программа исходит из сетевого принципа трансляции инновационного опыта в образовательной системе. При разработке программы мы основывались на указанной ранее концепции. Соотнесем ее теоретические положения с путями практической реализации, предлагаемыми в рамках настоящей программы в области условий и критериев оценки эффективности, типов обеспечения и т. д.

Структурная схема программы представлена на рис. 1. Руководит программой региональный ресурсный центр (1), создаваемый при региональном органе управления образованием; он, который осуществляет всю координационную деятельность в рамках программы. В нашей программе ресурсный центр совмещен с Городской экспериментальной площадкой (ГЭП) по проблемам развития исследовательской деятельности, основные направления деятельности которой представлены ниже.

В рамках программы функционируют несколько блоков, работу по каждому из которых берет на себя одно из учреждений, входящих в ГЭП, или их группа. Кратко опишем их главные функции.

Группа разработчиков (2) задает основные теоретические положения исследовательской деятельности, программу ее реализации, технические задания на разработку программ, методических материалов, проектных заданий на реализацию мероприятий (эти материалы входят в перечень продуктов, разрабатываемых учреждениями в рамках работы ГЭП) и т. д. Функционально эта группа является «мозговым центром» реализации программы исследовательской деятельности. В группу привлекаются работники органов управления образованием, директора инновационных образовательных учреждений, ученые из системы научных учреждений РАО и РАН, педагоги, ведущие разработческую и методическую работу в различных предметных областях. Финансирование разработческой деятельности может осуществляться из бюджетов органов управления образованием, образовательных учреждений, целевых средств Минобразования РФ и региональных бюджетов, спонсорских средств и т. д.

Редакционно-издательский центр (3) организуется на базе одного из учреждений, входящих в ГЭП. В его функции входит информационная и издательская поддержка программы: информационный бюллетень, сборник методических материалов, сборник ученических исследовательских работ. Плановые материалы: методики, программы, учебники по проблемам развития исследовательской деятельности. В нашем случае подобный центр реализует издания локального уровня: литературно-художественный альманах «Четвертной», школьная газета «Колесо»; на федеральном уровне: журнал «Исследовательская работа школьников», серия методических материалов «Методики исследовательской деятельности учащихся».

Финансирование может осуществляться из текущих бюджетов, привлеченных и спонсорских средств, по подписке.

Интернет-ресурс развития исследовательской деятельности (4) — портал или сайт, обеспечивающий информационную поддержку исследовательской деятельности. На нем представляется наиболее полная информация по всем аспектам развития этой технологии, практики организации отдельных форм и методик. Финансирования осуществляется по целевым программам компьютеризации регионов, Минобразования РФ и средств международных фондов. На основе портала организован банк (база данных) исследовательских задач и методик, который создается на основе редакционно-издательского центра, из методических материалов, разрабатываемых в рамках экспериментальной деятельности учреждений, а также материалов, представляемых участниками межрегиональных и всероссийских конференций на конкурсы методических материалов и к публикации в методических изданиях. В рамках московской региональной программы банк формируется на основе журнала «Исследовательская работа школьников» и на электронных носителях на портале www.reasearche.ru. Финансирование специалистов, поддерживающих банк, осуществляется за счет дополнительных средств, выделяемых в рамках ГЭП.

Система повышения квалификации (учебные курсы) для руководителей исследовательской деятельности (5) создается для переподготовки педагогов, желающих руководить исследовательскими работами учащихся. Финансирование из средств региональных институтов повышения квалификации работников образования (в Москве — Институт открытого образования).

Экспедиционные проекты (6) являются одним из наиболее действенных средств формирования регионального образовательного сообщества, объединенного приверженностью к исследовательской деятельности. Действительно, на выезде, в полевых условиях, возникают наиболее благоприятные условия для личностного общения взрослого и ребенка, педагога и школьника. И если их совместная деятельность подчинена решению интересной, творческой исследовательской задачи, образовательный результат такой ситуации не замедлит сказаться. Целесообразно проводить региональные проекты, в которых могли бы принять участие группы из многих образовательных учреждений (это может быть экологический лагерь, профильная тематическая смена и т. д.). Финансирование из средств региональной летней оздоровительной кампании, региональных бюджетов, родителей.

Юношеские конференции (7) — одна из наиболее эффективных форм, обеспечивающих деятельностную коммуникацию отдельных учреждений (проектно-исследовательских школ, в которых исследовательская деятельность развивается достаточно эффективно), педагогов, учащихся. Финансирование осуществляется за счет средств участников, целевых средств органов управления образованием, спонсоров.

Представленная структура позволяет обеспечить широкое вовлечение образовательных учреждений (8) различного вида (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования и др.) в программу исследовательской деятельности учащихся и сформировать на региональном уровне сообщество поддерживающих эту образовательную технологию ученых, управленцев, педагогов, учащихся. При этом условии региональная программа (как показывает практика ряда регионов) выходит на самостоятельное обеспечение, в том числе и финансовое. В качестве примера реализации одного из блоков программы приведем опыт проектирования и работы Городской экспериментальной площадки Департамента образования города Москвы по проблеме развития исследовательской деятельности учащихся.

Главной целью работы ГЭП является формирование городской инновационной сети исследовательской деятельности учащихся и использование его результатов для развития межрегиональной сети подобного типа. Теоретическим, технологическим и методическим ядром сети выступает инновационная образовательная технология — исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся обосновывается как образовательная технология, выступающая средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, восполнения и развития интеллектуального потенциала столичного общества.

Задачами площадки на следующий период являются:

  • обобщение модели исследовательской деятельности (как универсальной образовательной технологии), которая может быть перепроектирована и успешно применена в образовательных учреждениях различных видов и учебных подразделениях различных форм и направленности (лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, профессиональное училище, колледж, начальная школа, детский сад и др.);
  • практическое перепроектирование (в соответствии с индивидуальными особенностями образовательных учреждений) и реализация модели исследовательской деятельности учащихся на базе обозначенных учреждений;
  • формирование сообщества педагогов и на его основе практическая реализация сети исследовательскойдеятельности учащихся с привлечением образовательных учреждений и их подразделений обозначенных выше типов и развитием сетевой инфраструктуры (система переподготовки кадров, издательская деятельность, система интегрирующих проектов и др.).

Средством развития сети выступает создание нескольких смысловых пространств, реализующих состояние «комплексности», в которые «погружается» исследовательская деятельность. В них организуется совокупность форм образовательной деятельности, практической реализацией которых является система образовательных проектов. Смысловые пространства нормируются ведущими типами существующих в них деятельностей. Необходимым условием при проектировании смысловых пространств является востребованность как предметных, так и функциональных позиций каждого из субъектов и обеспечение их эволюции от типичных для «традиционного» образовательного процесса предметных позиций «учитель», «ученик», «специалист», «управленец», «консультант» и др. к функциональным позициям «автор», «наставник», «младший товарищ», «коллега» и др. Смысловые пространства задают специфическую образовательную среду, обеспечивающую указанную эволюцию. Главной функцией образовательной среды является инициация самоопределения участников по отношению к собственной позиции в образовательном процессе.

В рамках развития площадки нами предлагаются несколько таких пространств:

  1. Внутренняя среда образовательного учреждения (проектируемая на основе обобщенной модели исследовательской деятельности в каждом конкретном образовательном учреждении — лицее, учреждении дополнительного образования, начальной школе и т. д.).
  2. Среды экспедиционных выездов и практик (исследовательские специализированные и комплексные экспедиции, тематические смены оздоровительных лагерей и т. д.).
  3. Городская административная система развития исследовательской деятельности (инфраструктура обеспечения инновационной сети).
  4. Городская и межрегиональная инновационная сеть исследовательской деятельности (система конкурсов и конференций, юношеское научное общество, научный семинар и т. д.).

В рамках площадки каждое из учреждений разрабатывает один из следующих видов продукции:

  • технология реализации модели исследовательской деятельности на базе своего учреждения (описание специфики с сохранением инвариантных компонентов);
  • разработка методической и дидактической базы обеспечения исследовательской деятельности (т. е. созданиеметодик, методических разработок, систем их психолого-педагогического сопровождения);
  • описание средств соорганизации своей работы с работой других учреждений в одном из смысловых пространств.

При этом должны сохраняться следующие инварианты исследовательской деятельности:

  • цикличность (годовой или более короткий цикл);
  • наличие практико-ориентированного (экспериментального, практического) блока;
  • наличие заранее описанных исследовательских (практических, экспериментальных) методик;
  • наличие системы представления результатов исследований и т. д.

Ожидаемые результаты работы учреждений, входящих в сеть:

  • описание реализации модели исследовательской деятельности;
  • учрежденческая программа развития исследовательской деятельности учащихся;
  • программа курса вариативного компонента учебного плана;
  • программа дополнительного образования;
  • методическая разработка;
  • учебное (демонстрационное) пособие.

Технические задания на разработку учрежденческих проектов утверждаются на Совете ГЭП.

Ожидаемые результаты ГЭП:

  • разработка и утверждение Городской программы развития исследовательской деятельности учащихся;
  • создание сборника методик в помощь руководителю исследовательской деятельности;
  • создание Юношеского научного общества;
  • издание научно-методического журнала;
  • создание научного семинара по проблемам развития исследовательской деятельности учащихся.

В данном материале представлена обобщенная программа развития исследовательской деятельности в рамках столичного образования. В конкретных регионах подобная программа будет иметь свои отличительные особенности. Кроме того, здесь незначительно отражены функции программы, имеющие межрегиональное или федеральное значение. Так, в рамках московской программы таковыми являются: журнал «Исследовательская работа школьников», Интернет-портал www.researcher.ru, Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского и целый ряд других. Соответственно, каждая региональная программа в какой-то своей части может иметь межрегиональное значение (более того, это является необходимым ресурсом ее эффективного развития).

План работы ГЭП:

  1. Согласование и утверждение планов учреждений работы на 2002/2003 г. и перспективных планов до 2005 г.; определение состава и тематики работы предметно-тематических групп в составе площадки (сентябрь-декабрь 2002).
  2. Работа предметно-тематических групп; семинар по представлению и защите методик исследовательских работ (январь-июнь 2003).
  3. Реализация системы Интернет-коммуникаций между участниками площадки; запуск детских сетевых проектов (сентябрь-декабрь 2003);
  4. Создание банка исследовательских методик по учреждениям различных типов; отработка модели детских конференций; выпуск сборника ГЭП (январь-июнь 2003).
  5. Отработка программ повышения квалификации по различным тематикам (сентябрь-декабрь 2004).
  6. Разработка модели инновационной сети исследовательской деятельности учащихся и ее реализации на базе учреждений различных типов; выпуск итогового сборника ГЭП; проект дальнейшего развития сети (январь-июнь 2004).

Состав участников площадки и тематика их работы:

  • Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества — реализация городской открытой программы «Развитие одаренности» для одаренных и высокомотивированных детей; отработка модели психологической службы учреждения дополнительного образования детей; создание банка исследовательских методик для сферы дополнительного образования детей;
  • Лицей № 1553 «На Донской» — разработка обобщенной модели исследовательской деятельности учащихся; создание интегрированной программы общего и дополнительного образования; описание психологической службы поддержки исследований в образовательном учреждении повышенного уровня;
  • Лицей № 1501 — обобщение модели исследовательской деятельности как универсальной для лицеев, создание методической и дидактической базы;
  • школа № 536 ЮЗОУ — отработка механизма внедрения исследовательской деятельности в общеобразовательной школе;
  • школа № 873 ЮОУ — отработка механизма внедрения исследовательской деятельности в общеобразовательной школе в области экологии и краеведения, реализация программы «визуальная антропология»;
  • школа № 1736 ЮОУ — диагностика исследовательских способностей и методика обучения детей исследовательским навыкам в начальной школе.
  • школа № 1723 ЗОУ — разработка методик исследовательской деятельности в области русского языка, математики, экологии для учащихся младшего школьного возраста;
  • школа № 775 — отработка модели исследовательской деятельности в рамках предметов базисного учебного плана;
  • Колледж предпринимательства СОУ — отработка механизмов включения исследовательского мышления в проектную деятельность профессиональных работников.

От редакции:

В дальнейшем журнал планирует публикации описаний моделей и опыта реализации различных региональных, областных, муниципальных программ развития исследовательской деятельности учащихся.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site