Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
МЕТОДИКА
Версия для печати

Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.


Авторы: Алексеев Никита Глебович, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук; Леонтович Александр Владимирович, директор ДНТТМ; Обухов Алексей Сергеевич, кандидат психологических наук; Фомина Людмила Филипповна, главный специалист Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ.

Идеи концепции и программы

Идея любой программы, имеющей дело с массовой образовательной практикой, может быть определена наличием трех критериев: 1 – адекватностью выдвигаемой программы существующим условиям и, следовательно, возможностью ее реализации в них; 2 – комплексностью программы, т.е. наличием различных позиционных мест (субъектов деятельности), вовлекаемых в эту программу; 3 – вкладом программы в фонд общекультурного развития. Именно с учетом этих трех условий простраивается универсальная (но в то же время частная) программа развития исследовательской деятельности учащихся в образовании.

1. Адекватность программы существующим условиям. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования, т.е. пути, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объема знаний, которым владеет человек. При экстенсивном пути развитие образования понималось преимущественно как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения и т.д. В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности, что, в конечном счете, выражается в паритете здоровья физического, интеллектуального, нравственного.

Указанные парадигмальные изменения в понимании образования требуют развития принципиально новых образовательных технологий, в противовес широко распространенным в современной образовательной системе репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации. В той или иной мере эти технологии должны базироваться на продуктивности, креативности. Изменение типа методического и дидактического подхода к конструированию образовательных программ требует нового типа мышления и соответствующих им подходов. Вряд ли можно ожидать, что разработка нового типа образовательных программ возможна только за счет собственных ресурсов образовательной системы, а следовательно, внутри нее. Думается, что подобные кардинальные изменения возможны только при консолидации ресурсов общества в целом.

Следующей актуальной задачей является создание механизмов трансляции, распространения, тиражирования новых образовательных технологий в образовательной системе. Реализуемость программы, причем в массовом масштабе, возможна, если проблема реализации ставится одновременно с задачами технологических разработок. Запараллеливание этих процессов обеспечивает два обстоятельства: 1 – практический отбор уже на первых стадиях методик, которые посильны для освоения учительскому и методическому корпусу; 2 – через функциональные коммуникации научных работников и лиц, непосредственно занятых в педагогическом процессе, а также привлечение профессионалов из других сфер деятельности, отбор образовательных технологий, отвечающих социальным потребностям ближайшего будущего.

Следует отметить, что технологии, базирующиеся на развитии исследовательской деятельности учащихся отвечают отмеченному выше первому критерию.

2. Комплексность программы. Комплексность программы обеспечивается многопозиционностью профессионалов, вовлекаемых в совместную деятельность. Частным условием этого является вовлечение в деятельность по программе не только различных учебных организаций, но также учреждений непедагогического профиля.

В этой связи отметим, что как в принципе, так и уже по факту в развитии исследовательской деятельности учащихся принимают активное участие не только образовательные учреждения, но и ряд организаций РАН, региональных экологических и природоохранных организаций и др. Этот опыт совместной работы, бесспорно, ставит ряд проблем, которые в рамках концепции должны разрабатываться и по сути обозначают ее дальнейшее развитие. Тем самым очевидно соответствие выбора темы для использования комплексных методов разработки.

3. Вклад в фонд общекультурного развития. В настоящее время в ряде методологических и теоретических разработок показывается, что основными являются (на современном этапе) следующие четыре вида деятельности (и мыследеятельности): исследование, проектирование, конструирование, управление, которые тесно связаны друг с другом, но в то же время имеют свою внутреннюю специфику и отличия. В педагогическом аспекте важно при отработке различных ценностей, способностей, умений, знаний, навыков, понимать и видеть, на материале которой из перечисленных деятельностей их удобнее и адекватнее отрабатывать. Ниже мы специально покажем, какие особенности мышления и деятельности людей практичнее и удобнее отрабатывать именно на исследовательской деятельности. Тем самым, выполняется третий из указанных критериев.

Пути трансляции инновационного опыта организации исследовательской деятельности учащихся

Следующей важнейшей составляющей программы является определение механизмов трансляции инновационного опыта, полагаемого программой, в образовательной системе.

Известно два типа трансляции инновационного опыта: нормативно-административный (вертикальный) и инновационно-сетевой (горизонтальный).

При нормативно-административном типе внутри ведомственной системы выпускается нормативный акт, обязательный для исполнения сетью учреждений. При этом в нормативном акте фиксируются цели, задачи, возможные средства, желаемый результат. Преимуществами этого типа являются: высокая скорость реализации, массовость; недостатками: формальное понимание положений нормативов субъектами, возможность имитации деятельности через фальсификацию результатов. Возможные последствия – девальвация смысла транслируемого опыта.

При инновационно-сетевом принципе трансляции, который происходит на добровольной, инициативной основе реализуется схема: ресурсный центр – опорное учреждение – массовая практика. Для реализации этого принципа часто требуется значительное время, которое обусловлено необходимостью творческого освоения опыта ресурсного центра. При этом необходимым является возникновение собственной мотивации освоения инновационного опыта –- развитие собственного интеллектуального ресурса.

Наибольший эффект в трансляции (как и реформировании) достигается при сбалансированном сочетании указанных принципов: на базе опорных центров возникают очаги развития инновационного опыта на основе конвенциального типа связей; единство подходов, развитие структуры достигается с помощью административного типа трансляции, в рамках которого издаются аналитические документы, регулирующие процесс развития инновационной сети.

Суть исследовательской деятельности

Как отмечено выше, исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.

В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.

Касаясь этимологического анализа слова «исследования», заметим, что под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, в отличие, например, от проектного типа организации мышления.

Заметим, что исследование, в отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Никоим образом не умаляя необходимости развития у человека навыков преобразования окружающей действительности (т.е., прежде всего, навыков проектирования), развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий.

Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. Но оно остается спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию, социальные институты. С появлением науки выделяется отдельная профессиональная группа людей – ученые, главным видом деятельности которых выступает исследование.

Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Важно подчеркнуть непреходящее значение этой ценности для исследовательского типа мышления.

Отметим две особенности ценностной установки на истину в исследовательской деятельности.

Первая из них — ее конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, ее нельзя вменить поучениями в общем виде, поскольку сама эта ценность «проявляет себя» по результату в деятельностном контексте: установлено нечто или нет, обнаружено искомое или нет и т.д., т.е. в опыте каждого обучающегося ребенка; соответственно и педагогическая задача: не пространные пояснения и поучения, а фиксации по ходу реализации дел. Интересно в этой связи заметить, что само понятие истины, если провести небольшой этимологический анализ, тесно связано с понятием существования (бытия).

Вторая особенность – легкость «технической» развертки этой установки соответственно индивидуальному педагогическому стилю. Именно поэтому мы не считаем необходимым в «научном аспекте» здесь расписывать составляющие ценностной установки на истину – например, объективность, терпимость к другому мнению, последовательность в действии и т.п. – педагог, взявший на собственное вооружение такую цель, для себя, именно для себя сделает это лучше всего сам.

Мы обнаружили, что исследование является «чистым», исконно свойственным человеку способом освоения действительности. Обсуждая проблему развития навыка освоения действительности у учащихся, мы говорим о «чистом» исследовании как мыследеятельности вне науки; обсуждая проблемы образования и воспитания как вхождение в мир культуры, мы говорим о науке как культурном институте исследования и обращаемся к истории и фактам ее развития. Поэтому, адресуясь к науке, мы рассматриваем ее как часть культуры, на материале которой происходит образование.

Условия эффективности реализации программы

Разрабатывая концепцию и программу развития исследовательской деятельности учащихся, мы исходим из того, что успешность любой программы складывается из проработки трех компонентов:

1. Наличия реализаторов программы – сообщества людей, разделяющих основные теоретические положения, из которых исходит программа, владеющих техниками деятельности и готовых к такой работе. Процесс создания такого сообщества является достаточно сложной и длительной задачей и предполагает постепенную «сбивку» позиций его членов в совместной предметной деятельности при постоянном возмущающем влиянии внешних по отношению к этой деятельности реалий. Еще одной особенностью такого сообщества является невозможность его создания чисто административным путем; оно происходит только «сетевым» способом.

2. Наличия системы проектов, задающих конкретные рамки деятельности для всех участников программы и поставляющих конкретные результаты, обеспечивающие поэтапное продвижение и развитие программы.

3. Выстроенной системы управления, когда развитие каких-либо подпрограмм или отдельных проектов происходит в общем контексте и направлении развития программы в целом. Активность отдельных субъектов программы инициируется в направлении движения и достижения глобальных целей программы.

Следующей проблемой является необходимость построения адекватной системы критериев оценки результативности работы программы. Отметим, что понимание эффективности с точки зрения различных сообществ или административных структур может значительно различаться. Так, с ведомственной точки зрения, эффективно работающая программа воспроизводит количественный параметр; явления качественно иного уровня, нередко задающие качественный скачок в эффективности, при этом отбрасываются. Содержательное построение критериальной системы исходит из появления явлений, направленных на разнообразие качественных подходов к решению проблемы.

Проблема построения системы трансляции решается с помощью реализации инновационно-сетевого принципа трансляции, основанного на личностной передаче опыта и навыков учебной работы в соответствии с технологией исследовательской деятельности учащихся между субъектами инновационной сети – проектно-исследовательскими школами.

Различение научно-исследовательской деятельности и исследовательской деятельности учащихся

При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом главная цель учебного исследования с функциональной точки зрения принципиально отличается от таковой в сфере науки. Если в сфере науки главной целью является производство новых знаний в общекультурном значении, то в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированную, исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

В исследовательской деятельности учащихся задается определенный способ эволюции функциональных позиций ее участников. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности – направленности действия от учителя к ученику – к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега». Вторая пара – «наставник – младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, обусловленном высоким личным авторитетом «наставника» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Следующей безусловной нормой исследовательской деятельности является необходимость доказательности и обоснования: позиции, данных, способов достижения результатов и прочих атрибутов исследования, необходимость постоянной проверки результатов, адекватности их практической реализации. В коммуникационном аспекте очень важным является обсуждение результатов исследовательской деятельности на предмет их истинности.

В науке исследование выступает как производство. Категория «производство», в широком смысле – это из чего-то получается иное (для пользы и потребления). В узком смысле – изготовление продукта (фабричное, машинное), пользующегося спросом. У ребенка исследование является не производством, а выступает средством ориентации в окружающей действительности. Ориентировочный рефлекс не является непосредственным средством обеспечения жизнедеятельности.

Критерии оценки эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации программы происходит на основании следующих критериев:

• соответствие актуальным проблемам развития образования;

• научная обоснованность;

• реализуемость в современных условиях;

• управляемость;

• востребованность результатов в образовательной системе страны.

Реализация программы будет эффективной при обеспечении состыковки двух типов интересов: министерства и группы разработчиков. Для министерства существен ответ на вопрос, каковы типы обеспечения реализации программы; в чем они состоят? Для разработчиков – как ее использовать?

Тиры обеспечения и соответствующие кластеры проблем

Ресурсная основа разработки и трансляции комплекса образовательных технологий предполагает систему обеспечения, включающую следующие типы: научное и научно-методическое, информационно-коммуникативное, организационно-управленческое. Каждый из упомянутых типов обеспечения (их расшифровка дана ниже) предполагает свой круг специалистов при руководящей роли в каждом случае специалиста в своей области.

В каждом из разбираемых типов обеспечения необходимо указывать: какие задачи оно решает, какие средства используются; какими профессиональными позициями реализуется.

1. Научное и научно-методическое обеспечение учебного исследования. Необходимо зафиксировать два типа научного обеспечения: 1 – собственно научное (в естественных и гуманитарных областях) и 2 – научно-методическое.

Задача собственно научного обеспечения – содержательное наполнение предметного поля, на основе которого развивается учебное исследование и предполагает выполнение следующих функций: а) отбор перспективного научного материала для исследовательской деятельности; б) различные формы экспертизы результатов исследовательской деятельности. В связи с указанными функциями возникает целый ряд проблем, предполагающих совместное обсуждение представителей науки, управления образованием и теоретико-методологических разработчиков программы.

Научно-методическое обеспечение предполагает реализацию таких функций: а) трансформация исходного научного предметного материала в соответствии с разобранным целеполаганием исследовательской деятельности учащихся как способа организации образовательного процесса; б) разработка различных форм и способов участия субъектов развития исследовательской деятельности в реализации учебного процесса.

2. Информационно-коммуникативное обеспечение. Ведущими функциями данного вида обеспечения выступают: а) соорганизация различных типов сообществ по межпрофессиональному и позиционному профилям; б) разработка способов трансляции инновационного опыта; в) разработка различного рода коммуникативных средств (собственно текущая информация, различного рода пособия, нормативные документы и др.).

3. Организационно-управленческое обеспечение. Этот тип обеспечения конкретизируется:

а) разработкой разноуровневой инновационной сети, в рамках которой происходит развитие исследовательской деятельности (можно выделить следующие уровни такой сети: уровень отдельного учебного подразделения, организованного по предметно-тематическому признаку; уровень учебного подразделения; региональный уровень; федеральный уровень; уровень межгосударственных контактов); б) разработкой и координацией системы проектов по всем уровням обеспечения исследовательской деятельности учащихся; в) разработкой нормативной документации, регламентирующей развитие исследовательской деятельности на всех уровнях.

Стратегия реализации программы

Стратегия реализации программы предполагает следующие основные моменты: 1 – выделение основных этапов реализации; 2 – принципы отбора конкретных проектов для реализации в рамках программы; 3 – критерии оценки эффективности реализации программы исследовательской деятельности учащихся.

Первично выделены следующие функциональные этапы создания и реализации концепции исследовательской деятельности учащихся: теоретический анализ исследовательской деятельности учащихся, обобщение опыта, моделирование, проектирование системы развития исследовательской деятельности учащихся. Здесь же мы в реализационном аспекте выделим следующие четыре этапа.

На первом этапе выделяются организации, занимающиеся исследовательской деятельностью учащихся, и формы их кооперации.

На втором этапе в центре внимания оказывается проблема связи различных организаций, занимающихся исследовательской деятельностью учащихся, включая и опыт в различных странах СНГ.

На третьем этапе анализируются структуры (модели) различных подходов к исследовательской деятельности в зависимости от типов образовательных учреждений.

Для четвертого этапа основным является разработка нормативно-правовых документов и способов управления целостной системой развития исследовательской деятельности учащихся.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site